Мы все больше уходим в цифру, предпочитая ее бумажным источникам информации. Но есть печатная продукция, которая, несмотря на все цифровые тенденции, не сдает свои позиции и становится особенно актуальной в преддверии каждого Нового года.
Речь о календарях. Какие только календари и календарики не выпускаются в эти дни. Карманные, настенные, отрывные, перекидные, бухгалтерские... И как бы мы ни стремились в IT, с приближением очередного Нового года практически каждая уважающая себя компания выпускает в свет свой дизайнерский календарь и с удовольствием дарит его друзьям и партнерам.



Хотя, казалось бы, что интересного может быть в календарях? Проходят очередные двенадцать месяцев, и календарь, еще вчера необходимый, становится ненужным, как прошлогодний снег. Таков взгляд обывателя. Но далеко не историка. Те, кто хоть однажды имел дело с действительно старинными календарями, знают: с их помощью можно заглянуть в сокровенные тайны прошлого, увидеть его с позиции современника, составить представление об уровне науки, культуры, хозяйства и - что совсем удивительно - проникнуть в тайны жизни самых обыкновенных людей разных времен, которым когда-то принадлежали такие, казалось бы, заурядные вещицы.
Около двух сотен календарей, которые исчисляли дни и месяцы начиная с ХVIII столетия, хранятся в богатой коллекции Гродненского государственного историко-археологического музея. Наиболее ценная их часть - 24 старопечатных издания, вышедших в свет до 1800 года включительно. Самый старый из них - Краковский календарь на 1717 год. И еще множество не менее интересных гродненских, виленских, варшавских, считавших дни вплоть до середины ХХ века. О том, что можно узнать, листая страницы этих старинных изданий, корреспонденту БЕЛТА рассказали в музее.
От 1717-го до середины ХХ века В старину календари в большинстве своем выглядели несколько иначе, чем современные, по форме ничем не отличались от книг того времени. Разве что обложки не могли похвастаться той изысканностью и богатством, с какими оформлялись старопечатные издания.


По содержанию старопечатные календари также разнятся с современными. В большинстве своем это не просто таблицы чисел, разбитые по месяцам, а еще и кладезь мудрости, накопленной человечеством ко времени их издания. Каждый уважающий себя составитель снабжал календарь информацией о знаках зодиака, фазах Луны, христианских, а зачастую и иудейских праздниках. Множество страниц посвящалось рассказам о жизни правителей, как здравствующих, так и исторических.
Именно такого рода информацию можно найти в самом старом календаре музейной коллекции, изданном в Кракове на 1717 год, - тонкой, не слишком хорошо сохранившейся книжице, рассчитанной, очевидно, не на самого притязательного читателя.
"Интересно, что если изначально к составлению календарей активно привлекали астрологов, то уже в том же ХVIII столетии от их помощи стали отказываться. Дело в том, что данные ими предсказания часто не сбывались, что подрывало доверие к изданиям. На смену астрологам пришли реальные ученые - астрономы, физики, математики, - рассказала заведующая отделом редкой книги Гродненского историко-археологического музея Елена Разванович. - Не менее интересно и то, что, например, супрасльский календарь 1719 года обозначался как "польский и русский". Дело в том, что счет дням и месяцам велся в нем, как и в других изданных в Супрасле календарях, как по юлианскому, так и по грегорианскому стилю, чтобы пользоваться им могли и католики, и православные. Кроме того, календари в те времена имели непривычный нам сегодня вид. Они издавались в виде брошюр небольшого формата, удобного для того, чтобы иметь их под рукой и регулярно пользоваться. Можно сказать, карманного. Старопечатные календари из коллекции нашего музея оформлены незамысловато, чаще всего черно-белые, напечатанные на недорогой бумаге".
Со временем познавательная часть календарей становилась больше и разнообразнее. Составители дополняли их прогнозами погоды, урожаев, сведениями о расположении звезд и планет.



Изучая страницы календарей из коллекции Гродненского историко-археологического музея, можно окунуться не только в общественную жизнь и интересы людей прошлых столетий, но и заглянуть за ее кулисы - в личную жизнь владельцев этих ежегодных изданий. Дело в том, что на полях, а иногда и на специальных дополнительных страницах календарей было принято делать пометки, памятные записи. Наши далекие предки писали о том, сколько и чем засеяли в хозяйстве полей, какой урожай собрали, какую живность вырастили на скотном дворе, отмечали важные для себя даты, события. По этим записям можно понять, насколько состоятельным был владелец, какие имел образование, вероисповедание, семью. Некоторые из календарных изданий хозяева помечали личными штампами.
Напечатано в Гродно "Конечно же, в коллекции "стародруков" для нас наиболее интересны два гродненских календаря, - делится заведующая отелом музея. - Это издания 1778 и 1785 годов, вышедшие в свет в Гродненской королевской типографии. В гродненских календарях, которые начали издаваться с 1776 года, кроме всего прочего, публиковались материалы сеймов, разделы конституции. Из календаря 1778 года мы узнаем о деятельности в Гродно медицинской школы, ботанического сада, музея природы, коллекция которого насчитывала более 10 тыс. видов минералов. В календаре 1785 года находим сведения о монархах и великих князьях, воеводах, священнослужителях высокого ранга. Можно сказать, это своего рода путеводители для деловых людей, которым необходимо было обращаться в государственные органы".


Две небольших книжечки размером 10х16 см были изданы традиционно в карманном формате, при этом каждая насчитывает около 300 страниц. Отпечатаны они на бумаге с водяным знаком "Мадонна", которая широко использовалась для книгопечатания вплоть до первого десятилетия ХIX века. В музей они попали из богатой библиотеки известного коллекционера книг Вандалина Пусловского и его дочери Марты Красинской.
Прогностики, ярмарки, поучения По мере того, как шло время, изменялись и календари. Вот и "Календарь на год 1819-й от Рождества Христова" из музейной коллекции представляет уже совсем другую эпоху. В то время Королевство Польское входило в состав Российской империи, поэтому календарь, изданный в Варшаве, составлен на двух языках, русском и польском, причем по-русски называется старинным словом - месяцеслов.
Этот календарь-месяцеслов имеет множество любопытных разделов. Например, авторы раздела "Прогностик", ничтоже сумняшеся, предсказывают погоду на весь следующий год. "Последняя декада февраля, день 17-й, 5 часов утра. Ужасно холодно, хмуро, морозно и ветрено", "Последняя квадра августа, день 12-й, 11 часов 12 минут ночи. Перед полуночью очень душно, ветер приносит дождь с градом, начинается гроза". И это как раз тот случай, когда "прогнозы" сбывались крайне редко, что со временем вызвало возмущение покупателей, по причине которого примерно в середине XIX века прогностики исчезли со страниц календарей.
Зато не исчезла и, кстати, успешно дожила до наших дней другая традиция - публикация "моральных максим", то есть поучительных истин. "Кто не умеет хранить тайну, недостоин иметь друга", "Как запах расходится по всему дому, так и честность по всей околице славится". Такими изречениями завершается каждая страница календаря.

А кроме того, читателю предлагают ознакомиться с датами именин и дней рождения членов царской семьи, с перечнем и сроками отечественных и зарубежных ярмарок, таблицей восхода и захода солнца. Прогнозируются виды на урожай, предполагаемые бури, наводнения, солнечные затмения.
Но и это еще не все. Календарь имеет приложение, по размерам даже превышающее основную часть издания, с просветительской и развлекательной информацией. Обстоятельная статья "Отчего болеет быдло?" соседствует в нем с поучительными историческими анекдотами.
Календарь как зеркало жизни
Со временем календари все более "обрастали" новой информацией. К примеру, в Виленском хозяйственном календаре на 1828 год появилась новинка - график отправления почты из Вильно и Гродно. Чуть позже, после строительства железных дорог, в календарях стали указываться цены билетов и расписание движения поездов. Появилось и много другой "всякой всячины": полезные советы хозяйкам, загадки, светская хроника и даже отрывки из любовных романов.
Для людей образованных стали издаваться календари более серьезные. Например, в научно-популярном издании на 1853 год из книгосбора магната Вандалина Пусловского можно найти статьи "О барометрах", "О пользе деревьев", "О значении гигиены", щедро иллюстрированные гравюрами. Здесь же аннотации книжных новинок, реклама продукции предприятий, адресный справочник.
"По нашей коллекции календарей можно проследить, как развивалась наука, какими интересами жили разные слои общества, заглянуть в прошлое почти на три столетия. Календарь постепенно становился доступным небогатым слоям общества, до которых с трудом доходила печатная книга, и выполнял немалую просветительскую функцию", - считают музейщики.
"В ночь на 24-е родилась Анна..." И еще одну особенность имеют старинные календари. Как раз благодаря ей мы можем сегодня узнать не только об общеизвестных событиях прошлого, но и о том, чем жили изо дня в день обычные люди: мещане, работники, хозяева поместий, о фактах их частной, никому, кроме узкого круга друзей и знакомых, не известной жизни.
Речь о чистых листах, специально вшивавшихся в календари для пометок. Иногда эти страницы исписаны убористыми почерками все до единой - хозяйственными заметками, размышлениями, описанием семейных событий.

"В ночь на 24-е родилась Анна", - записал счастливый отец в XVIII столетии. Другой владелец календаря из месяца в месяц делал скрупулезные хозяйственные заметки: сколько родилось ягнят, выращено овец, какое количество следует продать и оставить для воспроизводства. А третий оставил нам замечательное описание предрождественских хлопот наших предков. С чувством и вкусом рассказывает он о поездке в город за праздничными покупками. О том, как выезжать пришлось ранним утром, когда на дворе снежило. Как повезло купить хорошего изюма и первосортной муки. Как, сделав покупки, не мешкая отправился обратно и все равно вернулся поздней ночью, потому что дорогу замело.
* * *
От многого, что накопили составители старинных календарей, издатели не отказались и сегодня. И вся эта "всячина" по-прежнему находит читателей. Да и пометки на полях мы продолжаем делать - как же в наш энергичный век обойтись без напоминаний? Так что вполне возможно, лет этак через сто в музей попадет календарь, мирно лежащий сегодня на вашем рабочем столе. И далекие правнуки с интересом прочтут о наших ежедневных заботах и планах.
Лилия НОВИЦКАЯ,
фото Леонида ЩЕГЛОВА,
БЕЛТА. -0-