Четырехлетний мальчик стал свидетелем жестокого убийства матери. Спустя 20 лет он вспомнил детали - убийца наказан
04.02.2026 | 11:02
4 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Как воспоминания мужчины, который, будучи маленьким ребенком, стал свидетелем жестокого убийства матери, помогли раскрыть преступление 20-летней давности? Подробности рассказали в Следственном комитете, сообщает БЕЛТА.
Спустя два десятилетия после трагедии в Могилеве следствию удалось восстановить картину убийства 27-летней жительницы областного центра. Мужчина, которого в 2005 году суд оправдал по обвинению в этом жестоком преступлении, приговорен к 16 годам лишения свободы. Возобновлению уголовного дела прошлых лет способствовали инновационные следственные методы и показания главного свидетеля - сына убитой, потерявшего в ту страшную ночь самого близкого человека. Тогда ему было всего 4 года.
Все началось с бытовой кражи: в феврале 2005 года 24-летний житель Могилева, работавший у частного предпринимателя, украл у нанимателя электродрель. Когда пропажа вскрылась, хозяин потребовал возместить ущерб. Не имея денег, молодой человек решил выпросить отсрочку. Зная крутой нрав работодателя, он отправился для переговоров к его жене, пока хозяин был в отъезде. Этот визит стал роковым.
По первоначальной версии следствия, женщина, назвав гостя вором, попыталась вытолкать его из квартиры. Между ними вспыхнула ссора, в пылу которой мужчина схватил кухонный нож и нанес женщине множество ударов, в том числе смертельный - прямо в сердце. В соседних комнатах в это время находились двое ее малолетних сыновей: младшему не было и года, старшему всего четыре. Пытаясь замести следы, фигурант инсценировал ограбление, разбросав вещи из шкафов, и скрылся, забрав с собой только фотоаппарат, который позже выбросил в реку.
Несмотря на то, что подозреваемый сначала во всем сознался, на суде он кардинально изменил свои показания. Он заявил, что, придя в квартиру, уже застал хозяйку мертвой. В 2005 году суд счел эту версию убедительной и вынес оправдательный приговор по делу об убийстве, признав мужчину виновным лишь в совершении имущественного преступления.
Поворотным моментом в возобновленном расследовании уголовного дела стали показания теперь уже взрослого сына погибшей. Будучи 4-летним ребенком, он слышал и видел через узорчатое рифленое стекло двери, что происходило в соседней комнате. Для помощи свидетелю в восстановлении деталей трагического вечера следователи обратились к специалисту-психологу, который применил метод активизации памяти.
Благодаря этому методу свидетель смог детально воспроизвести события того вечера: спокойный разговор матери с гостем, резкий переход того на крик, звуки борьбы и затем - жуткую тишину. Он описал, как мужчина после расправы обошел все комнаты, увидел спящих детей. Мальчик запомнил лицо убийцы и его рослую фигуру. Самой пронзительной деталью стали воспоминания свидетеля о том, как он всю ночь просидел рядом с телом матери, а под утро, когда заплакал младший брат, забрался к нему в кроватку и уснул с ним.
Ключевым доказательством стали также показания бывшего соседа обвиняемого по камере. Он рассказал, что сразу после задержания в 2005 году тот подробно описал ему все детали преступления, не оставив сомнений в своей причастности.
В ходе расследования проведен комплекс следственных действий, включая многочисленные допросы, очную ставку, следственные эксперименты и судебные экспертизы.
Действия теперь уже 45-летнего фигуранта квалифицированы по трем статьям Уголовного кодекса: п.6 ч.2 ст.139 (убийство, совершенное с особой жестокостью), ч.3 ст.159 (заведомое оставление в опасности малолетних, совершенное лицом, которое само с косвенным умыслом поставило потерпевших в опасное для жизни и здоровья состояние), ч.2 ст.205 (тайное похищение имущества, совершенное повторно).
Последние два обвинения были сняты за истечением срока давности. Но для особо тяжкого преступления срок давности не истек. Приговором суда обвиняемому назначено окончательное наказание в виде лишения свободы сроком 16 лет и 2 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима. Кроме того, в пользу потерпевшей стороны взыскана компенсация морального вреда в размере 250 тыс. бел. руб.-0-