"Характер скверный". Пять фактов о белорусских креветках, которые вы могли не знать
12.01.2026 | 18:15
Как креветочная ферма появилась в белорусской глубинке? За чем в первую очередь надо следить при разведении креветок? Почему на ферме выращивают не самых вкусных креветок? Можно ли купить в магазинах замороженные белорусские креветки? Правда, что у креветок скверный характер? Эти и другие вопросы съемочная группа БЕЛТА задала директору первой креветочной фермы в Беларуси Владимиру Готовчицу!
"Экзотический рак"
- Вырастить креветку, которая будет замороженной продаваться в магазине, на текущий момент не представляется возможным. Затраты на отопление, постоянное поддержание нужного качества воды, потребление большого количества энергии делают ее, наверное, неконкурентоспособной по сравнению с креветкой, которая выросла в естественной среде и привезена в огромных объемах к нам, например, из Азии. К такой цене мы не придем. Поэтому цель - продавать живую креветку.
У нас есть культура потребления рака, его все любят, это деликатес. Мы выходим в ту же категорию. По сути, это будет "экзотический рак". Разница в том, что у креветки выход продукта на вес выше. В зависимости от того, самец это или самка, может доходить до 60-65%, а у рака - в среднем 30-40%. Чуть больше мяса, а суть та же.
Какая креветка самая популярная?
- Креветка Розенберга - наверное, самая популярная из тех, что сегодня выращивают. Фактически ее ценят за то, что она относительно других креветок растет быстрее, ее можно держать в пресной воде, когда она уже прошла стадию личинки. Не самая вкусная, но выше среднего. Поэтому выращивают креветку Розенберга очень активно. Особенно в Азии, потому что ее родина - юг и юго-восток Азии. Сейчас такую продают по всему миру.
Когда креветки начинают прятаться?
- Вода в бассейне в среднем +27 °С. Колебаний стараемся не допускать, потому что они этого не любят. Зеленые сетки, свернутые трубкой, - это укрытия, чтобы приближать их среду обитания к более естественной. Они прячутся внутрь. Особенно те, кто посильнее и пострашнее, когда сбрасывают панцирь, беззащитны, и им надо где-то укрыться на это время. Поэтому мы и стараемся побольше сеток разбрасывать. Скоро будем добавлять водоросли-паутинки, чтобы им стало здесь еще комфортнее.
Какой характер у креветок?
- Самцы всегда доминируют и сидят повыше, стараются разгонять всех, постоянно дерутся за территорию, еду и самок. Характер у них скверный: после того, как сосед сбросит панцирь, стараются навредить ему. В лучшем случае - съесть. Дело в том, что они после того, как сбросят панцирь, секунд 10-15 беззащитные, мягкие совсем и как будто находятся в ступоре - легко убить, собственно. Если мы видим, что в маточном стаде какая-то самка или какой-то большой самец пострадал, стараемся отсадить на время, чтобы пришел в себя. Но не всегда получается.
Что касается доминирования. Всех больших самцов и самок, которые переросли своих сверстников, мы стараемся рассаживать. Сортировка, по сути, одна из ключевых операций после настройки воды, условий обитания. Большие самцы постоянно обижают маленьких, не дают им развиваться. Но часто бывало: большой самец сбросил панцирь, и, если мы не обратили на это внимание, те, кто поменьше, подлетают и сразу его убивают. Потому что он для них основная угроза, они от него избавляются и пытаются занять его место. Так появляется новый альфа-самец. Бесконечная цепочка борьбы. Казалось бы, ракообразные - какой характер? А у них он есть.
Когда креветки начинают стрессовать?
- Мы периодически отсаживаем самочек, но потом стараемся вернуть к тому же самцу, чтобы не было никакой смены обстановки. Они стресс испытывают, когда слишком яркий свет, много людей приходят на экскурсии. Немножко нервничают, потом плохо едят. Остается еда, которая в перспективе загрязняет воду, а это в том числе замедляет рост креветок. Часть фермы мы ограничиваем от экскурсий, чтобы туда люди не заходили и не тревожили хотя бы часть популяции. Некоторые самцы и самки, когда их пересаживают из одной емкости в другую, по нашим наблюдениям, могут два дня вообще не есть. Как будто бы горюют, что их из дома вырвали.