Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Калейдоскоп

"Не может быть!" Оксана Якушевич о детстве в Якутии, экзамене в день свадьбы и гастролях

29.01.2026 | 17:25
Заслуженная артистка нашей страны, обладатель медали Франциска Скорины, ведущий мастер сцены меццо-сопрано Большого театра Беларуси Оксана Якушевич 25 лет на сцене.

- Вы с детства знали, что выберете творческую профессию?

- Музыка меня интересовала с раннего детства. В то время наша семья жила в поселке Тикси. Это в Якутии, на берегу Северного Ледовитого океана, недалеко от реки Лены и всего в 500 километрах от линии полярного круга. Папа был гражданским летчиком. Когда они с мамой уходили в кино или на танцы, присматривать за мной оставался хороший друг семьи, который занимался музыкой. Мы играли, слушали всевозможные пластинки. Именно он разглядел во мне способности и сказал родителям, что мне нужно заниматься музыкой. Так вдохновленная пятилетняя девочка сама взяла большую папку и пошла к директору музыкальной школы, мечтая играть на фортепиано. До сих пор помню этот момент. Меня приняли, но сказали, что, к сожалению, места остались только в классе аккордеона. Позже, в свободное от занятий время, я бегала в класс, где стоял рояль, чтобы только дотронуться до клавиш.

- В семье пели, играли на музыкальных инструментах, была какая-то преемственность?

- Мне рассказывали, что какие-то дальние родственники занимались вокалом, но в ближайшем окружении никого не было. Было другое… Здесь показательна история моего рождения. Я единственный, долгожданный ребенок у родителей. У мамы были сложные роды, в какой-то момент врачи даже поставили ее перед выбором: или она, или я. Она сказала: "Конечно, ребенок. У меня должна быть дочка и она будет играть на пианино!" Все закончилось благополучно для нас обеих, и все же удивительно, насколько мама была уверена в своем ответе.

- После переезда в Минск учеба в музыкальной школе продолжилась уже по классу фортепиано, и там вам пророчили большое будущее.

- Мне всегда очень везло с педагогами, которые прививали мне любовь к музыке, они же посоветовали перед поступлением в консерваторию закончить музыкальное училище. Мой взгляд направили в сторону специальности дирижера, поскольку считается, что у них наиболее разностороннее образование. Рекомендовали попробовать работу с хором: "Там могут обнаружить голос". Я думала, какой голос? Но дирижирование меня заинтересовало. Впоследствии занятия с хором мальчиков меня сильно увлекли. Постановкой голоса со мной занимался Анатолий Афанасьевич Колесниченко (бывший директор Государственного театра музыкальной комедии БССР). Он говорил: "Это государственный голос. Он должен остаться в стране".
- По окончании училища вы поступили на вокально-хоровое отделение консерватории…

- Сейчас это Белорусская государственная академия музыки. Я попала в класс профессора кафедры пения Лидии Ивановны Галушкиной. Обучение приносило радость, экзамены на сессии были настоящими концертами, мы исполняли романсы, арии. В просторном зале с великолепной акустикой студенческую программу слушала не только комиссия, приходили зрители. Наша педагог это поддерживала, призывала не стесняться приглашать друзей, знакомых, ведь артистам нужна практика пения на публике.

- В 2002 году после окончания консерватории вы начали активно работать в Большом театре.

- Сразу после прослушивания Маргарита Николаевна Изворска-Елизарьева, которая в то время занимала должность художественного руководителя оперы, сказала, что 15 лет искала исполнительницу на партию Марфы (тогда как раз собиралась ставить "Хованщину") и наконец нашла ее. Мне несказанно повезло, я окунулась в грандиозную работу с лучшими режиссерами, дирижерами, актерами. Ежедневные репетиции (сценические, спевки, оркестровые) длились не менее шести часов. В театре всегда был насыщенный график, частые гастроли. С "Хованщиной" мы выступали на сцене Большого театра в Москве. Затем был успех "Аиды" Дж. Верди на Международном фестивале музыки и танца в Бангкоке, Таиланд, где я исполнила партию Амнерис.

- У вас много ярких, запоминающихся ролей, партий. Работа, требующая постоянной отдачи, не помешала личной жизни?

- Я вышла замуж на первом курсе и счастлива до сих пор. Мои однокурсники, с которыми работаю в театре, по сей день помнят это событие. На экзамен по сольфеджио я пришла в свадебном платье. Дело в том, что мы женились в воскресенье и подумать не могли, что на этот день поставят испытания. Поставили. Экзамена я не боялась, но пока сдавала, жених с букетом ждал под дверями! А вскоре у нас родилась дочка Бажена.

- Учебу пришлось прервать?

- Я хотела уйти в академический отпуск, но новоиспеченный дедушка, мой любящий папа, поскольку рано ушел на пенсию, предложил помощь: "Никаких академических, я буду смотреть за ребенком!" Смогла посидеть дома только месяц. Я очень ему благодарна. У меня понимающая семья, прекрасные родители. Хотя папа мечтал о сыне. Даже после звонка в роддом, когда ему сказали, что родилась дочка, он возмутился: "Не может быть, у меня должен быть только сын!"
- Как часто бывает после таких слов, папы безумно любят дочек и балуют их.

- Я думаю, мой отец всегда мной гордился.

- Унаследовала ли ваша дочка любовь к музыке?

- Она любит музыку, разбирается в опере. С удовольствием посещает наш театр, но в качестве профессии выбрала банковское дело. Дочь окончила музыкальную школу, я видела в ней талант. В юности ее распевала, у нее большой диапазон от ля малой октавы до третьей. Я говорила: "Бажена, с тобой можно такое творить!" Но она попросила понимания, сказала, что непубличный человек. После окончания музыкальной школы положила передо мной диплом и на этом поставила точку.

Я тоже не считаю себя публичным человеком, но любовь к опере сильнее. Она толкает в гримерную, надевает на тебя разные наряды и выводит на сцену перед зрителями. Здесь важна и поддержка коллег. Только коллектив из сильных вокалистов способен держать внимание и чувства зрителей почти 4 часа. Таланта мало, нужно спеться друг с другом. Маргарита Николаевна нас учила, что при выходе на площадку мы обязаны работать как единая команда, оставляя негативные эмоции за ее пределами. На сцене (как на репетициях, так и на выступлениях) обязательно должна царить дружеская атмосфера. Нам это удается. Мы стараемся друг другу помогать, поддерживать. Если возникают вопросы, ищем выход совместно.

- Какое выступление Большого вам особенно запомнилось?

- Заключительные гастроли в Тунисе остались ярким воспоминанием, я увидела Карфаген, раскопки. Последнее наше выступление было ознаменовано огромным салютом. В этот момент внутри было какое-то фантастическое состояние, ликование.

| Ольга ПРОЛЮК, газета "7 дней". Фото предоставлены пресс-службой Большого театра.

Читайте также:
Она не видит с рождения, но выигрывает музыкальные конкурсы: история одной белоруски
В ее книгах вы найдете улыбариков и смешулек. Познакомились с писательницей Жанной Миус
"Леди Беларусь-2025": никогда не ленюсь и не откладываю дела на потом