В небе над Беларусью ежедневно пролетают десятки лайнеров, но за штурвалом одного из них находится человек, чья история в Год белорусской женщины становится еще более захватывающей. Наталья Титенкова - одна из трех женщин-пилотов в отряде "Белавиа". Искренняя любовь к высоте помогла преодолеть все профессиональные стереотипы. Каждый ее полет - это не только управление многотонной машиной, но и огромная ответственность за сотни жизней пассажиров. Несмотря на внешнюю изящность, в небе Наталья демонстрирует железную дисциплину и безупречное хладнокровие профессионала. Сама она не считает себя особенной, утверждая, что в небе важен профессионализм, а не пол. Корреспонденты БЕЛТА встретились с ней и узнали, каково это - видеть мир из окна пилотской кабины и чувствовать штурвал в своих руках. В нашем интервью Наталья откровенно расскажет о первом самостоятельном рейсе и о том, как она находит баланс между земными заботами и жизнью в небе.
- Наталья, как именно возникло ваше решение стать пилотом? Были ли какие-то конкретные моменты или люди, которые вас вдохновили?
- Решение возникло, когда я еще училась в школе. В 15 лет пришла в аэроклуб и стала заниматься там. Тогда и решила, что хочу связать с полетами свою жизнь.
- Аэроклуб был при школе или где-то отдельно? Как вы про него узнали? - Нет, он был отдельно. Туда приходили, занимались, летали. И я поняла, что это то, чем хочу заниматься. Узнала про аэроклуб совершенно случайно. Увидела объявление, что там набирают спортсменов. И вот мы с подругой попробовали. Подруга в итоге не решила продолжить.


- Расскажите немного о процессе вашего обучения. Где вы получали образование и с какими трудностями сталкивались в процессе обучения? И что вообще больше всего запомнили, проходя летную подготовку?- Я окончила авиационный факультет Военной академии Беларуси. Тяжелее всего было жить по распорядку дня, соблюдать определенный режим. Я привыкла к свободе действий, передвижений. Конечно, с этим было проблематично. В летной подготовке запомнилось все. Были какие-то трудности, но тем не менее их перекрывала радость от того, что все получается. Я смогла, я это сделала.
- Сколько вам было лет, когда вы совершили первый самостоятельный полет?- Мне было 15 лет. Все произошло в том же аэроклубе.
- А какие вообще у вас были первые ощущения, когда вы поняли, что владеете ситуацией и это ваш первый полет?- Были, наверное, эйфория, радость, что я все-таки смогла это сделать. Я в аэроклубе на планерах занималась изначально. И когда только села в планер, то казалось, что это что-то нереальное. Мне думается, что такое не забывается, поэтому вот эти ощущения, они как будто бы всегда со мной.
- Как проходит ваш обычный рабочий день? Какие этапы включает предполетная подготовка, сам полет и послеполетная процедура? - За два часа мы приезжаем в аэропорт, получаем документы, необходимые для выполнения полета. Готовимся на брифинге и затем идем на самолет. В процессе проходим досмотр. Если это рейс куда-то за границей, то пограничный контроль тоже. Приходим на самолет и выполняем процедуры. Согласно нашим руководящим документам, мы осматриваем самолет, проверяем его готовность к выполнению полета, исправность. Дальше подготавливаем бортовой компьютер. У нас есть специальная система, программируем маршрут, условия выполнения полета. Дальше садятся пассажиры. Предусмотрены еще и другие процедуры после посадки, заруливания самолета на стоянку, которые прописаны руководящими документами.
- Расскажите, как вы вообще справляетесь со стрессовыми ситуациями? Может быть, у вас есть какие-то фишки, к которым вы прибегаете, чтобы себя успокоить? - Наверное, каких-то ритуалов, каких-то фишек нет. Мне кажется, что уверенность формируется сама собой.

- Какие города или страны произвели на вас наибольшее впечатление во время рейса и вот куда вам нравится возвращаться больше всего?- Мне, в принципе, все нравится, потому что в каждом направлении, городах, странах есть что-то свое, уникальное, необычное. Везде свои плюсы и минусы.
- У вас двое детей. Как вы делите обязанности с мужем и вообще как дети относятся к вашей профессии?- Все делаем по очереди, у кого как получается. Когда у меня выходной день, я стараюсь все обязанности брать на себя, потому что знаю, что, когда буду в командировке, все обязанности лягут на плечи мужа. Поэтому вот так у нас. С детьми летали совместно только в качестве пассажиров.
- А чем дети увлекаются? Интересна ли им в будущем профессия пилота?- Мои дети играют в хоккей. Они задают разные вопросы о моих полетах, но о будущей профессии пока не задумываются.
- На ваш взгляд, какие появились возможности для девушек сейчас, чтобы стать пилотом? Станет ли больше девушек в этой профессии? - Мне кажется, что ситуация меняется постоянно, и с каждым годом девушек-пилотов становится все больше. Допустим, у нас в Белорусской государственной академии авиации в этом году уже был первый выпуск. Там тоже две девушки было. Поэтому, на мой взгляд, и в нашей стране, и в мире девушек-пилотов с каждым годом становится все больше.
- Сколько вообще в месяц у вас полетов? Есть какое-то определенное количество? - У нас есть ограничения по часам, а самих рейсов - четыре-пять. Просто сейчас рейсы стали более длительными, и поэтому их стало меньше.
- В Год белорусской женщины что бы вы посоветовали молодым девушкам, которые хотят реализовать себя в этой профессии? - Я бы посоветовала не опускать руки, потому что если чего-то захотеть, то все получится. Главное - быть устойчивыми, целеустремленными и трудолюбивыми.
Анастасия КОЗЛОВА,
фото Татьяны МАТУСЕВИЧ,
БЕЛТА.-0-