После спасения более 200 евреев его… арестовали. Что случилось с Киселевым в тылу?
08.09.2025 | 17:15
После создания, а затем и уничтожения гетто в Вилейском районе в 40-е некоторым евреям удалось спастись. В леса перебрались около 300 человек. Однако партизаны не могли обеспечить такое количество людей. Было решено вывести их за линию фронта - и это стало сложной задачей. Несколько человек отказались выполнять такое поручение. А Николай Киселев согласился.
- 30 августа 1942 года Николай Киселев с подопечными вышел в сторону Суражских ворот. В начале они двигались в направлении Лепеля и Чашник, главной задачей было выйти в район Городка, где основную местность контролировали партизаны. Путь был долгим, и восстановить с точностью до деталей направление, по которому они двигались, очень трудно. Во-первых, они шли ночью и старались избегать крупных населенных пунктов, во-вторых, местные евреи плохо знали язык и с трудом воспринимали наименования белорусских деревень. Поэтому, когда уже в 1946 году попытались восстановить маршрут, возникли некоторые разночтения, - рассказал старший научный сотрудник Центра военной истории Беларуси кандидат исторических наук, доцент Виталий Гарматный.
Из воспоминаний одного из участников группы Шимона Хевлина: "Помню, что особенно плохо было с обувью. У кого хотя бы была одна туфля или ботинок, то меняли с одной ноги на другую. Оборачивали ноги тряпками, приспосабливали кору с деревьев на ноги. Иногда ели раз в два-три дня, но все же ели. Нам партизаны запрещали ходить и самим искать пищу, да мы и не знали тех мест, которые проходили".
- Поход начался недалеко от Долгиново в Плещеницком районе (сегодня это Логойский район Минской области) 30 августа 1942 года и закончился 28 сентября 1942 года. Позже во всех своих документах Николай Киселев писал, что вывел за линию фронта 218 евреев. Но тогда в них указывал "мирных советских граждан", - добавила старший научный сотрудник ГУ "Вилейский краеведческий музей" Ольга Колосова.
Еда, которую взяли с собой, быстро закончилась. Выходить в деревню за продуктами было очень опасно - везде были гитлеровцы. Крестьян предупредили: за помощь евреям грозит расстрел.
- Поэтому помогать многие отказывались, опасаясь за свою жизнь, да и сами они жили впроголодь. Вопрос продовольствия был очень сложным. В пути евреи и партизаны питались в основном ягодами, иногда грибами. Пили плохую болотную воду, что приводило к дизентерии и обессиливало путников. Кроме того, за время столь длительного пути обувь и одежда износились, и в итоге появлялись многочисленные раны, которые сильно кровоточили, что крайне затрудняло путь, - объяснил Виталий Гарматный. Кроме того, среди путников было много детей. Они сильно плакали от голода и холода. Это могло привлечь внимание нацистских карателей.
- Стоит вспомнить историю полуторагодовалой девочки Берты, которую родители несли за спиной в мешке. Она очень сильно плакала, и, чтобы не привлекать смертельную опасность, ее решили утопить. Но никто не мог сделать этого. В последний момент Николай Киселев заметил родителей, подошел к ним и взял девочку на руки. Она успокоилась и больше не плакала. Так всю дорогу Николай Киселев и нес ее на руках. Стоит также отметить, что как командиру отряда ему выдали лошадь, но уже с первого дня он отдал ее одноногому сапожнику, который шел с ними.
Из рапорта Николая Киселева: "Движение мое по тылу было медленным, так как шли старики, детей родители несли в мешках и двигались только ночью до двух часов утра, с двух до рассвета нужно было заготовить продукты для питания".
Пришлось преодолеть около тысячи километров. 24 сентября 1942 года Николай Киселев вывел группу своих подопечных в районе так называемых Суражских ворот.
- К сожалению, с 25 по 28 сентября 1942 года немцы провели массовую операцию по ликвидации Суражских ворот, и в итоге ему пришлось в срочном порядке выводить своих подопечных. В это время он сдал свои документы и список вывезенных евреев. В итоге в ноябре 1942 года они двигались дальше уже двумя группами - Псковская область была сильно разорена, и прокормить такое количество людей одновременно было невозможно. Вторую группу вел его заместитель политрук Николай Рогов. В ноябре 1942 года, после более чем двухмесячного изнурительного пути, они прибыли в район города Торопец Тверской области. Здесь Николая Киселева арестовали, потому что у него не было документов, и он не мог однозначно рассказать, чем занимался. Николай Киселев вызывал подозрение и потому, что побывал в плену. Но евреи заступились за своего спасителя, и благодаря их просьбам Николая Киселева освободили.
- Первоначально он был награжден за то, что вывел 218 евреев из Долгиново, денежной премией (800 рублей), а также медалью партизана Великой Отечественной войны и орденом Отечественной войны I степени за деятельность в качестве подпольщика. Самолет с документами на присвоение ему звания Героя Советского Союза сбили немцы.
Когда Киселев выполнил задание, он написал: "После получения разрешения советского правительства - вывести всех собранных мирных граждан из глубокого тыла врага на Большую землю, военный совет бригады предложил возглавить эту операцию начштаба бригады т. Серегину. После его отказа такое предложение было сделано командиру первого отряда бригады, тот тоже отказался. Тогда на военный совет вызвали меня, объявили мне задачу, а также и то, что я представлюсь к званию Героя Советского Союза".
После спасения более чем 200 человек Николай Киселев лечился в госпитале, затем - в санатории. В 1943-м Киселев поступил на переподготовку в Академию внешторга. Работал в Москве в Министерстве внешней торговли, часто выезжал за границу, но никогда не встречал ни одного из спасенных им евреев. И о подвиге своем не рассказывал.