"Просто до безобразия". Как немцы использовали польских националистов в 40-е?
24.12.2025 | 10:35
Мы продолжаем непростой разговор о польском этноциде и геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. В студии БЕЛТА - историк Игорь Марзалюк.
- Давайте вспомним определенные вещи. Есть аббревиатура АК, которая означает Армия Крайова. Это разветвленная польская военная организация, которая была подчинена польскому иммиграционному правительству, находившемуся во время войны в Лондоне. Что же мы можем сказать про Армию Крайову на территории Беларуси? Во время оккупации здесь действовало четыре округа Армии Крайовой: Белостокский, Виленский, Новогрудский и Полесский. На июнь 1944 года общая численность солдат и офицеров составляла более 10 тысяч человек.
Но давайте по порядку. 1941 год, начинается агрессия нацистской Германии против СССР. Немецкие оккупационные войска входят на территорию Беларуси. Польское подполье это событие встретило в принципе с радостью, потому что в польской доктрине были враг №1 и враг №2, соответственно нацистская Германия и коммунистический Советский Союз. Поэтому они не чинили никаких препятствий нацистам на территории Западной Беларуси в 1941 году. И немцы отлично понимали, что они могут и должны использовать польский антикоммунистический и антисемитский потенциал для реализации своих первичных задач. А именно - уничтожения коммунистов, большевиков и евреев.
СД и СС понимали, что можно и даже необходимо для реализации каких-то грязных вещей инструментально использовать польский антикоммунистический и антисемитский актив. Об этом свидетельствуют приказы и директивы СД, которые датируются июлем 1941 года. Смысл был прост до безобразия: на первой фазе оккупации использовать запал польских националистов для уничтожения их руками тех групп населения Западной Беларуси, которые немцы считали своими самыми главными врагами. То есть партийный коммунистический актив Западной Беларуси и, естественно, евреев.
И это совсем не означало, что используемый польский актив на этом этапе немцы трактовали как своих союзников. Совсем нет. Если вчитаться в документы, станет понятно, что они считали, что руками поляков необходимо уничтожить большевиков, коммунистов и евреев. А потом, когда грязная работа будет исполнена, можно будет уничтожить и этих поляков. Чтобы не быть голословными, позволим себе обратиться к красноречивым сведениям из сводки №10 об использовании поляков для проведения карательных акций на оккупированной территории. Документ датируется 2 июля 1941 года, город Берлин, отчет айнзацгрупп и айнзацкоманд. Начальник полиции безопасности и СД 1 июля 1941 года отдал всем айнзацгруппам приказ №2. В нем говорилось, что живущие на недавно оккупированных восточных областях, в особенности в бывших польских областях (тех, которые до 1939 года входили в состав польского государства, то есть в Западной Беларуси прежде всего) поляки, исходя из их опыта, определяют себя как антикоммунистическими, так и антиееврейскими. Само собой понятно, акции очищения в первую очередь должны распространяться на большевиков и евреев. Что касается польской интеллигенции и тому подобных, то, если в особых случаях это не вызывается необходимостью в связи с выразительной опасностью, акции очищения должны проводиться позже. По этой причине вполне ясно, что акциями очищения охватываются антикоммунистически и антиеврейски настроенные поляки. Тем более что они, в зависимости от местных условий и в ограниченных размерах, представляют собой инициативный элемент, обладающий особенной ценностью в смысле организации погромов и получения от них самых разнообразных сведений. Эта тактика, понятно, может быть использована так же и во всех остальных похожих случаях. То есть все просто до безобразия. На территориях был ненавидящий коммунистов и евреев польский националистический актив. Подчеркну: разговор идет не обо всем этническом польском массиве, а именно о тех, кто проявлял такую активность. Их хотели использовать.
Какой маятник качнулся в 1942-м в обратную сторону? Какой была "визитная карточка" подразделений АК на территории Западной Беларуси? И про что рассказал миру польский публицист Юзеф Мацкевич? Смотрите в видео БЕЛТА.