Пустота от потери, картины по номерам и утешение: пронзительная история белоруски
09.01.2026 | 18:15
Как краски помогли справиться с болью? Что рисовала с самого начала и почему взялась за кисти только после 50? Съемочная группа БЕЛТА задала эти и другие вопросы художнице Алле Костелецкой в проекте "Белорусы в кадре".
- Я художник-самоучка. Мне было 55 лет, когда я в первый раз взяла в руки кисть. С тех пор творческие процессы захватили меня и стали частью моей жизни.
Рисовала только в школе, на уроках рисования. "Пятерка" у меня была, но не более того. Нравилось рисование, как и всем детям, но никогда не рассматривала его для себя как специальность, как серьезный вид деятельности.
Это было, как все в этой жизни, случайно… Когда ушел из жизни наш сын Лешка, были внутри пустота и одновременно такое ощущение, как будто смотрю на себя просто сверху. Старалась жить как всегда, ходить на работу, общаться, но в то же время понимала, что мне все неинтересно, как будто играла привычную роль. Я помню, как муж меня старался чем-то отвлечь, предлагая шопинг. Я подыгрывала, что-то покупала себе. Но осознавала, что мне это безразлично. И вот мы по какому-то торговому центру ходили, и я вдруг увидела картинку по номерам. Так захотелось! Я взяла, покрутила. Муж говорит: "Все, давай покупай". - "Да ну, зачем она мне?" - "Раз захотелось - бери!". Я в тот же день ее распечатала и начала раскрашивать. Мне так понравилось состояние, в котором я не думала, а просто смотрела номер и цвет краски. Наконец почувствовала, что мне это хочется делать. Просыпалась в шесть утра (плохо спала в то время), чтобы до работы хоть несколько мазков сделать.
Одна картина по номерам, вторая, третья, и я поняла, что мне хочется импровизировать, мазок по-другому положить. А потом - что хочу сама что-то нарисовать. От Лешки остались, я ему как-то покупала, краски акриловые. У меня был маленький холстик, на котором я нарисовала свою первую работу: нас с мужем, мы сидим на пороге вечности. Смешная такая работа на сегодня, но это было то, что я сама захотела нарисовать. Потом еще раз нарисовала.
А потом начала рисовать Лешкин уход - одна, вторая, третья картина. Каждый раз я начинала рисовать трагедию, что-то такое, но в процессе получалось нечто спокойное. Лешка у меня - это картины "Я свободен", "Возвращение домой" и "Я иду домой". Рисуя, наверное, третью картину, уже приняла эту ситуацию. Приняла, отпустила и поняла, что он действительно свободен и это другой мир. Так пришло утешение. Навык рисовать мне так понравился, поняла, что хочу это продолжать. Потом увидела информацию, что картины можно выкладывать в онлайн-галереи, что-то еще… и я начала пробовать. Когда через пару месяцев купили мою первую работу, я так подумала: "О, интересно. Это то, что мне нравится делать, и кто-то покупает". Хотя для меня это не было источником дохода. Но куда-то картины надо было отдавать, а работы уже пошли такие, которые я готова была отпускать. И сейчас есть картины, которые я нарисую, и мне их жалко. Продержу какое-то время, посмотрю, а потом понимаю - все, я уже готова.
Как выглядит безусловная любовь? Кто покупает картины? Какая картина получила приз в Нью-Йорке? Об этом и не только смотрите в видео БЕЛТА.