В Верховном Суде продолжается допрос свидетелей по делу о геноциде, выступила сотрудник ГКСЭ
02.02.2026 | 21:49
2 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. В Верховном Суде, где сейчас рассматривается уголовное дело в отношении офицера СС Ганса Ойгена Зиглинга, обвиняемого в геноциде белорусского народа во время Великой Отечественной войны, продолжается допрос свидетелей. Сегодня в суд была вызвана начальник отдела психофизиологических экспертиз главного управления судебно-психиатрических экспертиз Государственного комитета судебных экспертиз Людмила Мун, передает корреспондент БЕЛТА.
Людмила Мун сообщила, что ее стаж по специальности - более 30 лет. Будучи начальником отдела, она проводит судебные экспертизы, в последние лет 17 плотно работает по теме насилия в отношении детей. По образованию психолог.
В ходе допроса свидетель охарактеризовала с точки зрения психологической науки такое понятие, как беспомощное состояние. Согласно постановлению Пленума ВС "О судебной практике по делам об умышленном причинении тяжкого телесного повреждения", под беспомощным следует понимать такое состояние, которое лишает потерпевшего возможности в силу его физического или психического состояния оказать преступнику активное сопротивление, уклониться от посягательства или иным образом ему противостоять.
Людмила Мун отметила, что в контексте этого уголовного дела рассматривает беспомощность как психическое состояние, когда возраст предопределяет неспособность оказывать активное сопротивление.
При этом, отметила эксперт, 12-летний возраст является границей, до достижения которого дети априори должны считаться находящимися в беспомощном состоянии. "12 лет - это некая граница между детством и периодом активного взросления. Она, конечно, условна. Есть вещи индивидуальные. Но если брать обобщенно, как закономерность, все-таки 12 лет - именно в этот момент начинается резкая перестройка мозговых структур", - сказала она.
Ребенок в возрасте до 12 лет не способен к активному сопротивлению. Дети в стрессовой ситуации, коей является приход людей с автоматами и убийство родных и близких, не способны к инициативной активной деятельности. Их реакцией будет, скорее всего, пассивное подчинение и выполнение каких-то требований.
"Это ситуация стрессовая, эмоционально насыщенная. Это однозначно очень сильный стресс. У детей первая реакция на стресс - замирание", - сказала Людмила Мун. Говоря о том, способен ли ребенок на активное сопротивление в такой ситуации, она дала отрицательный ответ, пояснив это именно возрастными особенностями.
Немцу Гансу Зиглингу предъявлено обвинение по 13 эпизодам геноцида. Исполняя преступные приказы вышестоящего руководства, он сам лично, а также совместно с участниками возглавляемых им преступных формирований - украинской полицейской роты и 57-го батальона охранной полиции, совместно с участниками особого батальона СС Дирлевангера - проводил карательные операции на территории Минской, Гродненской и Брестской областей, в ходе которых совершил ряд убийств, в основном массовых, сопровождающихся особой жестокостью, бесчеловечностью, безжалостностью.
Один из эпизодов произошел 4-5 февраля 1943 года. Для устрашения мирного населения под предлогом связи с советскими партизанами была совершена карательная операция в деревне Жаволки Копыльского района Минской области - в настоящее время название и административно-территориальная принадлежность не изменились. Руководя карательной операцией, Зиглинг путем дачи заведомо преступного приказа организовал и лично участвовал в совершении массового убийства не менее 512 человек, в том числе заведомо малолетних до 12 лет, находящихся в беспомощном состоянии. Еще шестерых жителей деревни, в том числе детей, пытались убить, однако они выжили.
Как отмечается в обвинении, озвученном государственным обвинителем, каратели проявляли особое зверство, исключительный цинизм и особую безжалостность по отношению к людям, лишенным возможности оказать сопротивление и иным образом противостоять им в силу своего возраста и психического развития. Каратели осознавали, что убийства совершаются в присутствии близких жертв и других людей, которые понимали, что им грозит то же.
Кроме того, в деревне Жаволки каратели устроили разбой. Они похитили принадлежащие населению домашний скот, птицу и другое имущество, подожгли не менее 120 жилых домов и иных строений, тем самым лишив людей жилья и имущества, необходимого для выживания и обеспечения минимальных жизненных потребностей.
В ходе еще одной карательной операции на территории Минской области Зиглинг организовал и лично участвовал в совершении массового жестокого убийства не менее 84 человек, среди которых были дети до восьми лет, а также престарелые. Также организовал покушение на убийство трех жителей деревни, в том числе двух заведомо малолетних - мальчика и девочку. Более того, каратели похитили принадлежащие населению домашний скот и другое имущество, уничтожили путем поджога не менее 23 жилых домов и иных строений.
Согласно обвинению, всего в ходе карательных операций были убиты не менее 1706 человек, включая 238 малолетних.-0-