Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

"Все хотят от правоохранителей!" Кто должен участвовать в противодействии киберпреступности?

15.12.2025 | 16:55
Какая роль у Генпрокуратуры Беларуси в национальной системе противодействия киберпреступности? Кто, помимо правоохранителей, должен в ней участвовать и почему? Снижается ли количество преступлений: что говорят аналитические данные? На эти и другие вопросы проекта компании А1 и БЕЛТА "В теме. Технологии" отвечает начальник управления по надзору за оперативно-разыскной деятельностью и исполнением законов в деятельности органов дознания Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Сергей Замаро.

- Какова роль прокуратуры в борьбе с киберпреступностью?

- Основная роль органов прокуратуры - это надзор за точным, единообразным исполнением нормативных предписаний. В Беларуси есть Концепция информационной безопасности, в соответствии с которой разработан и действует ряд нормативно-правовых актов, которые регламентируют вопросы информационной безопасности, деятельности операторов электросвязи. В принципе существования высоких технологий, как мы говорим. Вопросы надзора стоят остро, и эту функцию мы обеспечиваем.

Поскольку речь идет о киберпреступности, стоит отметить, что это достаточно новое явление. 20 лет назад мы практически о ней не говорили.
 
- Оно настолько новое, что мы к нему уже привыкли. Нет?

- Киберпреступность развивается точно так же, как информационные технологии. На данном этапе важно, чтобы все заинтересованные - как правоохранительные органы, так и иные организации - действовали едино, чтобы правильно противостоять этому злу. В нормативных актах прописана и роль координирующих органов, органов прокуратуры.

Сегодня мы активно включаемся в противодействие киберпреступности, изыскиваем формы и методы координации. Я хотел бы рассказать об одной из таких форм. В Генеральной прокуратуре уже несколько лет как создана межведомственная рабочая группа, которая регулярно заседает и рассматривает проблемные вопросы, стоящие перед правоохранителями в сфере противодействия киберпреступности. Такие вопросы можно разделить на два блока, которые вырисовываются из анализа причин и условий, способствующих совершению этих преступлений.

Киберпреступность - это значит, что преступники используют как орудие, средство совершения преступления некие технологии. Гаджет, который у вас в руках, может быть средством совершения преступления.

- Не в прямом смысле телефоном бросить, а…

- Вот именно. Раньше, в классическом понимании, мы думали, что топор, молоток и нож - это орудия совершения преступлений. А сегодня это программный продукт, технология. Здесь важно определить роль организаций, которые администрируют, создают и используют эти информационные технологии. В связи с этим одно из направлений - участие операторов сети электросвязи в предупреждении, выявлении и пресечении киберпреступлений. Это один большой блок.

Второй блок, который мы всегда рассматриваем, включает вопросы, связанные с деятельностью банковской системы. Если речь идет о хищении денег (а это основной способ совершения киберпреступлений), хоть формы и могут быть разными, используются банковские системы для перечисления денег на преступные схемы, вывода их за рубеж (сейчас так происходит чаще всего). Здесь тоже есть аспекты, которые обсуждаются на заседаниях межведомственных рабочих групп.
- Если говорить по-простому, вы разделили так: те, кто предоставляет услуги связи, - это инструмент, а банковские системы - это предмет?

- Не только предмет, но и инструмент. Одно дело деньги, но злоумышленники используют услуги, которые предоставляют банки.

- Например, если банк заметит на вашем счету какие-то подозрительные движения, то сотрудник свяжется с вами и задаст вопрос. Раньше такого не было. И таких решений становится все больше и больше. Это результат в том числе вашей работы?

- В результате нашей работы, как вы правильно сказали. Неоднократно на заседаниях межведомственной рабочей группы обсуждались вопросы возможных форм участия банковской системы в противодействии киберпреступности. Мы не раз приглашали представителей Национального банка, и те должностные лица, которых приглашали, были уполномочены принимать решения. Благодаря этой серьезной работе сейчас действует нормативно-правовой акт, в соответствии с которым определены формы взаимодействия правоохранителей с банковской системой. Это позволяет в определенной степени и по определенным алгоритмам взаимодействовать, отслеживать противоправную активность в банковской сфере и своевременно принимать меры, блокируя транзакции. Речь об операциях, которые граждане совершают под воздействием третьих лиц. Или операциях, которые могут совершаться вообще без участия самого хозяина денег.

Инструмент показал свою эффективность. Мои коллеги из органов внутренних дел, которые освещают проблематику, тоже подмечают, что в этом году мы осторожно говорим о снижении количества киберпреступлений. По итогам 9 месяцев - около 10%, это серьезно. И это следствие в том числе механизма, который позволил блокировать незаконные банковские операции.

- Всегда будут люди, которые поддадутся на те или иные психологические уловки. Поэтому важно создавать условия, в которых человек, даже если он уже вовлечен в обман, просто не сможет выполнить все требования мошенников. Или ему будет сложнее это сделать. Насколько успешна эта работа в Беларуси?

- Осторожный оптимизм. Если мы, правоохранители и иные организации, принимаем меры, чтобы противодействовать какой-либо форме киберпреступлений (чаще говорим про мошенничество), преступники быстренько меняют способы, схемы. И те инструменты, которые мы использовали, уже не работают. Поэтому важно своевременно анализировать причины и условия, если хотите, делать срез и характеристику как потерпевших, так и тех, кто совершил преступления. Мы регулярно это делаем.

Общий вывод - преступлениям подвержены люди всех возрастов. То есть в отношении любого гражданина нашей страны от мала до велика может быть совершено преступление. Сфера правоотношений тоже любая: торговля, услуги, правоохранительная деятельность - везде. Где-то идет смещение, сегодня больше внимания уделено одной форме преступности, потом видим, что она смещается в другую плоскость.

Поэтому важен комплекс мер по противодействию. Сейчас действует утвержденная Совмином программа по пресечению киберпреступлений. Самое важное - там идет речь о повышении цифровой грамотности населения. Это наиважнейший аспект предупреждения, и мы его понимаем очень широко.
- У меня всегда крутится на языке вопрос: есть ли генеральный заслон от киберпреступности?

- Насколько сложное явление сама киберпреступность, настолько же сложен будет заслон. Нельзя говорить, что кто-то когда-то придумает панацею. Потому что важны координация деятельности правоохранительных органов, заинтересованность коммерческих субъектов хозяйствования. Возьмем, к примеру, электросвязь: операторы предоставляют услуги, но насколько приняты меры, чтобы они и сами какую-то роль играли в предупреждении киберпреступлений? Мы не говорим о том, что они должны бороться как правоохранители, у них нет для этого инструментов. Но их программные продукты позволяют отслеживать противоправную, назовем ее так, активность в сетях электросвязи. Что может свидетельствовать о том, что информацию нужно проверить на предмет возможного совершения преступлений.

Мы начали разговор про координацию. Буквально недавно состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы. Мы приглашали на него руководителей основных операторов электросвязи, чтобы обсудить и выработать механизмы и формы их участия в противодействии киберпреступности в широком смысле. Их роль важна в основном в предупреждении, скажем так. И, конечно, их формы взаимодействия с правоохранительными органами. Ведь ни одно киберпреступление не совершается без использования сетей электросвязи.

Вместе с тем задача органов прокуратуры - обеспечить баланс интересов государства и гражданина. Услуга должна быть максимально конфиденциальна, с одной стороны. С другой, мы должны обезопасить человека, чтобы он не стал жертвой преступления либо чтобы его не использовали как инструмент совершения преступления.

- Это усложнение тех условий, про которые мы уже говорили?

- Конечно.
- Наверное, сложно найти баланс…

- …где права, а где обязанности. Потому что любое право, рано или поздно, влечет какие-то обязанности. Наверное, мы должны поговорить о роли обычного гражданина, нас с вами и каждого, в предупреждении киберпреступности. Все ждут от правоохранительных органов: мол, должны победить киберпреступность и так далее. Конечно, со стороны государства и правоохранителей очень много делается, чтобы противодействовать этом злу. Но только комплекс разнонаправленных мероприятий, в том числе предупредительного характера, позволяет делать это более эффективно.

И здесь важна роль СМИ, любой государственной или коммерческой организации. Чтобы они увидели проблему и каждый в соответствии со своими компетенциями и полномочиями начал ее решать.

Недавно я был в аудитории молодежи 20-25 лет. Спрашивал, смотрят ли они телевизор. Безусловно, нет - редчайший случай, чтобы где-то посмотрели. Они в интернете, в соцсетях. Насколько СМИ и правоохранители присутствуют в тех "местах" интернета? Насколько мы правильно подаем контент, чтобы заинтересовать и нас посмотрели и услышали? Я со многими говорю и слышу: "Понятия не имею, что там творится". Как правило, те, кто ничего не слышал и не знает, и становятся жертвой.

У пожилых людей тоже свой кругозор. Бабушка включает сериал, это ее контент, новости она уже боится смотреть. Мы должны думать о всех формах общения. Важно, чтобы дети, родственники и близкие друг другу хотя бы рассказывали о таких преступлениях, беседовали с пожилыми. Маркеры известны всем: правоохранители не будут звонить в мессенджер и даже по телефону не будут требовать перевести деньги. Не будут звонить из банка, чтобы перевести куда-то деньги. Никто не будет защищать ваши средства, перемещая их из дома в банковскую ячейку или на какой-то счет, - это блеф. Общие маркеры, но если мы будем говорить о них нашим старикам, это может помочь на 1-3%, но снизить количество преступлений.

- Народная мудрость гласит: на Бога надейся, но сам не плошай. Что-то узнали о киберпреступности? Обсудите дома, с коллегами на работе, чтобы информация шла еще и "сарафаном". Это работает.

- Быстрее технологий даже.
- Очень важно, чтобы люди понимали, как бывает. Правоохранительная система выстроена, но когда вы сами отдаете свои деньги, кого потом винить? Ведь зачастую воздействуют так, что правоохранителям и придраться потом не к чему. Это важно понимать.

- Киберпреступность развивается. Мы должны идти в ногу со временем и своевременно корректировать нормативно-правовые акты, в том числе и об ответственности за совершение тех или иных действий. Действующие сегодня Уголовный и Процессуальный кодексы писались еще тогда, когда эта проблема не была проявлена четко. Постоянно появляются способы совершить какие-то действия, которые правоохранителям сложно "подогнать" под классическое преступное деяние, уже квалифицированное в УК. Мы об этом думаем, и, когда назреет критическая масса, будем принимать меры и инициируем в установленном порядке корректировку в том числе Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях.

У банков сегодня есть механизм взаимодействия с правоохранителями, своевременной блокировки тех или иных преступных транзакций. Если говорить про работу операторов электросвязи, то буквально недавно в уголовно-процессуальном кодексе появились нормы, позволяющие решением соответствующих должностных лиц принимать меры по блокированию интернет-ресурсов, которые были задействованы в преступной деятельности. Механизм прописан совсем недавно, но уже реализуется. Мы полагаем, что это тоже будет острым инструментом в противодействии киберпреступности.

| Подготовлено по видео БЕЛТА. Скриншоты видео.

Читайте также:
Звонки детям, водоканал и "cпецоперация": как мошенники обманывают белорусов?
Путь самурая, стрессоустойчивость и уязвимости: как в Беларуси готовят безопасников?
Зачем преступникам ваши медицинские данные? Как ведется охота на "новую нефть"