Эту удивительную историю рассказал профессор Карпов. Игорь Александрович - фигура поистине выдающаяся и многогранная. Он - доктор медицинских наук, руководит кафедрой инфекционных болезней в Белорусском государственном медицинском университете, является главным внештатным инфекционистом Министерства здравоохранения. Заслуги профессора Карпова перед страной отмечены на самом высоком уровне: в 2020 году Президент Беларуси Александр Лукашенко присвоил ему почетное звание "Народный врач Беларуси".
В период, когда мир столкнулся с невиданным вызовом - пандемией COVID-19, Игорь Александрович проявил себя как настоящий герой. В те первые, самые тревожные месяцы, когда болезнь казалась неуправляемой и уносила жизни, а эффективных методов лечения еще не существовало, он и его коллеги не опускали рук. Отсутствовали проверенные протоколы - Игорь Карпов находил нестандартные, но действенные способы спасать пациентов.
Несмотря на свой почтенный возраст за шестьдесят, не колебался ни секунды. Его место было там, где помощь требовалась больше всего: среди самых тяжелых пациентов как в столице, так и в отдаленных уголках страны. И что самое удивительное - профессор Карпов чаще всего выходил победителем из этой неравной схватки.
Игорь КарповС появлением первых вакцин он стал их самым убежденным сторонником. Не упускал ни единого шанса, чтобы призвать каждого к ответственности и защите себя и близких. Именно тогда наши пути с Игорем Александровичем пересеклись, но возможность по-настоящему поговорить, понять, откуда черпает он эту невероятную силу духа, появилась лишь сейчас. "Приезжайте, у нас сохранились кое-какие военные реликвии", - с теплотой пригласил он журналистов "Беларускай думкі". - Конечно, меньше, чем хотелось бы, но больше, чем ничего".
Читайте также:
Дневник инженер-лейтенанта: о чем говорят фронтовые реликвии семьи Аврутиных из Минска?
"Тяжело ему давались эти воспоминания". Каким был герой войны Леонид Лемешков?
"Никогда не лицемерил". Каким запомнила Ивана Шамякина его дочь?И вот мы в гостях у семьи Карповых, в их квартире в столичном микрорайоне Юго-Запад. Сразу же окунулись в атмосферу уюта, словно перенеслись в прошлое, в эпоху 1980-х. Много книг и детских рисунков, что создает ощущение тепла и семейного очага. Здесь ценят настоящее, радуются каждому дню, но при этом не забывают о прошлом и с заботой смотрят в будущее.
Хозяйка дома Ирэна Станиславовна - кандидат медицинских наук, доцент, возглавляет образовательный центр Республиканского научно-практического центра "Кардиология". Ирэна Станиславовна с отличием окончила Минский государственный медицинский институт. Именно там, за студенческой скамьей, и зародилась их история любви. Вскоре у Карповых появились сын и дочь, которые создали свои крепкие семьи. Подрастают четверо внуков.
Ирэна КарповаС трепетом и невероятной бережностью передо мной открывают семейные альбомы. Среди пожелтевших страниц мелькают лица из прошлого, такие живые и настоящие. Вот улыбчивые, вот задумчивые, а порой и хмурые взгляды красивых людей, прадедушек и прабабушек, их близких и друзей смотрят на нас сквозь десятилетия.
Но есть одна фотография, которая занимает особое место в сердце семьи Карповых, вызывая неподдельную гордость. Она совсем из другого времени, но ее история не менее значима. На ней всего трое: подтянутый, мужественный советский офицер, элегантная пожилая дама, чьи жемчуга сияют, и мужчина в строгом гражданском костюме, чья осанка выдает достоинство. Подпись гласит: "Прага, 1945 год". И за этим редким снимком, этим застывшим мгновением скрывается целая история…
Сергей Александрович Карпов, дедушка Игоря Александровича, появился на свет в 1894 году в Острогожске, городе, расположенном в ста пяти километрах к югу от Воронежа. Именно здесь он получил образование в гимназии, где помимо академических знаний, обрел крепкую физическую подготовку и спортивные навыки. Значительное влияние на его воспитание оказал учитель гимнастики Максимилиан Максимилианович Гинек, чех по происхождению. Под его руководством острогожские гимназисты увлеклись популярным в то время движением "Славянские соколы".
Открытки, отправленные из освобожденной Праги в мае 1945 года
В 1912 или 1913 году по инициативе Гинека группа лучших спортсменов из Острогожска, включая Сергея Карпова, отправилась на соревнования в Прагу. Максимилиан Максимилианович радушно принял их у себя дома, познакомив со своей семьей.
- Кажется, дед тогда получил награду за упражнения на коне, - с улыбкой вспомнил Игорь Александрович. - Но никаких ее следов не сохранилось. Трудно было представить, что участники движения "соколов" из России и Австро-Венгрии вскоре окажутся по разные стороны баррикад.
С началом Первой мировой войны двадцатилетний Сергей Карпов добровольно отправился на фронт. Он прошел обучение в школе прапорщиков и участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах. В военных документах указана дата второго призыва - 4 июля 1919 года. Хотя может показаться, что он служил в армии непрерывно до Великой Отечественной войны, это не так. Сергей Александрович вернулся в Острогожск, создал семью и стал фармацевтом, хотя его мечтой была профессия врача. Известие о нападении Германии на Советский Союз застало его в родном городе.
- Когда началась война, дед, несмотря на свой возраст (ему было почти пятьдесят), не колебался и записался в военкомат 23 июня 1941 года, - рассказывает профессор Карпов. - Поскольку добровольцев было много, его призвали лишь 2 июля. У деда был ценный военный опыт, который, безусловно, мог пригодиться стране.

Официально Сергей Александрович числился старшим лейтенантом медицинской службы. Однако, как он рассказывал внуку, в первые, самые тяжелые месяцы войны не до фармацевтики было. Дед служил наравне со всеми, выполняя воинский долг. Вместо привычной медицинской сумки он долгое время носил с собой гранаты. Его воинская группа, насчитывавшая около двухсот человек, чудом избежала окружения в 1941 году. Семейное предание гласит, что им помогла выйти к своим собака. Возможно, именно этот случай объясняет, почему дед так любил животных: в их доме всегда жили собаки.
"Добровольцев было много, его призвали лишь 2 июля".
В 1943 году Сергей Александрович получил тяжелое ранение. Его чуть было не комиссовали, но он настоял на возвращении в строй. Направили в переформированную 127-ю стрелковую дивизию, с которой он прошел боевой путь почти до самого Берлина. Однако их дальнейший путь лежал на освобождение Праги.
…В дыму догорающих на улицах города вражеских машин старший лейтенант Карпов уже спешно разыскивал Максимилиана Максимилиановича Гинека. Главным вопросом для него было: жив ли учитель? И как сложилась судьба его семьи?
- Каким-то невероятным образом дед нашел тот самый квартал, где тридцать лет назад жил Гинек, - рассказывает Игорь Александрович. - Пражане, видя в советских солдатах освободителей, всячески старались помочь. Из окна дома выглянула жена Гинека, узнав его: "Ой, Сережа Карпов пришел!" - и вот они уже вместе позируют для фотографии.
Сергей Карпов с супругами Гинек. Начало мая 1945 года, ПрагаЭта удивительная встреча запечатлена на снимке. Красноречивая деталь - отсутствие на кителе старшего лейтенанта ордена Красной Звезды, полученного им уже после Пражской операции, - говорит о том, что фото скорее всего сделано сразу после освобождения города. Встречались ли они после этого снова? История об этом умалчивает.
Помимо этого знаменательного кадра, сохранились и другие свидетельства того времени: открытки из Праги, отправленные дедом в Острогожск в июле-августе 1945 года. Адресованы они были его жене и дочери - будущей матери Игоря Александровича. Почерк на них "трудный", неразборчивый, и сами послания не предназначены для публичного цитирования.
Хозяин дома делится воспоминаниями о своем деде, отмечая его немногословность. Большую часть истории жизни деда он знает со слов матери, хотя и проводил у бабушки и дедушки каждое лето в детстве. Однажды, будучи первоклассником, мальчик предложил деду надеть свои военные награды и прогуляться по городу. Тот, однако, мягко, но решительно отказал, сказав: "Нельзя орденами хвастаться, когда у половины города сыновья не вернулись с войны!". Он опасался, что такая нескромность причинит боль тем, кто потерял близких на войне. При этом к боевым наградам, как своим, так и чужим, он относился с глубочайшим уважением, осознавая их истинную цену. Война и Победа занимали в его сердце священное место.
- Дедушка и бабушка во многом повлияли на формирование моей личности, - подчеркивает народный врач Беларуси Игорь Карпов.
Слева: Сергей Александрович Карпов, 1945 год. Справа: Надежда Владимировна Карпова, в девичестве Иванова. Конец 1930-х годовС ранних лет его мир наполнялся историями, которые оживали благодаря бабушке, школьной учительнице и маме. Она открыла ему сокровища книжных страниц, показала красоту живописи и пробудила глубокий интерес к прошлому его родной земли. С жаром делилась воспоминаниями о довоенных временах, о людях, оставивших след в истории, и о выдающихся земляках. Особое место в этих рассказах занимал Иван Крамской, уроженец Острогожска, в честь которого передвижники подарили городу целую картинную галерею. Бабушка вспоминала и о страшных днях войны, о том, как она с дочерью пытались спастись от врага. "Моя мама до последних дней жизни помнила в деталях этот страшный путь. Я записал ее рассказы, надеюсь, что не только для своих детей и внуков", - говорит профессор. На старой семейной фотографии, хранящейся до сих пор, виднеется след от осколка, попавшего в нее во время бомбежки.
Дед же был человеком немногословным, но его влияние на внука было не менее значительным. Он не делился историями, но своим примером воспитывал в нем настоящие мужские качества. Думаю, внук унаследовал от деда тот самый стержень, который не раз выручал его в самые сложные периоды жизни, помогая преодолевать любые испытания, в том числе и те, что принесла с собой пандемия.
"Нельзя орденами хвастаться, когда у половины города сыновья не вернулись с войны!"
- В детстве я был свидетелем, как наша кошка напала на маленького крольчонка, - вспоминает Игорь Александрович. - Думаю, мне было года три. Крольчонка я отбил, но раззадоренная кошка меня основательно исцарапала. Зрелище было еще то. Бабушка перепугалась. Я явился к деду. Он меня сдержанно похвалил, сказал, что вымажет зеленкой, будет щипать, но чтобы я даже не думал реветь. А дальше мы вместе лечили кролика. Это был мой первый пациент. Судьбу его не вспомню.
Фотография, пробитая осколком, из семейного альбома Карповых
Еще один яркий момент из детства связан с двоюродным братом Игорем. Будучи подростком, он не мог оставаться в стороне, когда родители несправедливо обижали соседского ребенка. Бабушка, к моему удивлению, тут же схватила его за ухо. Дедушка же, напротив, с улыбкой позволил Игорю примерить свои медали. Это был его особый способ выразить одобрение и поддержку.
"Боевые награды, фото военных лет - это сама история".
Спустя годы к дедовым наградам добавились ордена отца. Он тоже добровольцем ушел на войну и закончил ее старшим лейтенантом. Александр Степанович Варга, наполовину венгр, вступил в Красную армию 23 апреля 1943 года, всего через четыре дня после своего восемнадцатилетия. Он успел застать завершение Сталинградской битвы и дважды был тяжело ранен. После войны успешно работал заместителем директора крупного строительного комбината в Таллине.
В семье Ирэны Станиславовны тоже есть своя военная страница. Ее дед, Фульгент Эдуардович Боровик, не успел попасть под мобилизацию в Фаниполе, но стал партизанским связным и сражался в Восточной Пруссии.
Карповы - люди, которые не только разделяют общие взгляды на профессию, но и на саму жизнь. Их дом всегда был открыт для гостей, и даже совершенно незнакомые люди находили там приют. Может показаться, что квартирная хозяйка, у которой мама Ирэны Станиславовны снимала комнату во время учебы в Москве, не имеет прямого отношения к семье. Однако эта женщина потеряла на Буйничском поле единственного сына Андрея, и с тех пор Карповы взяли на себя заботу о ней.
Слева: Александр Степанович Варга, начало 1940-х годов. Справа: отцовские награды- Мы похоронили ее здесь, в Минске, и уже более полувека ухаживаем за могилой, - говорит Ирэна Станиславовна.
Семья Игоря Александровича глубоко сопереживала трагедии соседей Киселевых.
В 1942 году их единственный сын пал на фронте, а горе от этой утраты оказалось настолько невыносимым, что отец вскоре последовал за ним. Мать же осталась совершенно одна. "Расскажите об их судьбе в журнале", - с такой просьбой обратился профессор, и я, конечно, согласилась, хотя эта история, казалось бы, не имеет прямого отношения к основной теме.
Особое, трепетное отношение к семейным реликвиям в этой семье вполне объяснимо. Оно проистекает из глубокого уважения к тем, кто жив, и к тем, кто ушел, из сопричастности материнскому горю, из преклонения перед подвигом в Великой Отечественной войне.
- Боевые награды, фото военных лет - это сама история, - рассуждает Игорь Александрович. - Это то, через что прошли наши предки: дедушка и бабушка, мама и папа. Это материальное воплощение их рассказов, всего того, что они пережили. Это эстафета памяти, которую мы обязаны передать нашим детям. Дед всегда говорил мне о своих наградах: "Положишь под стекло". И я обязательно так и сделаю, сохранив их для своего сына.
Нина Сергеевна Карпова. 1980-е годы
Кстати, сына назвали Андреем, а дочь получила имя Надежда - в честь бабушки. Готовы ли они принять от родителей эту бесценную эстафету памяти?
Ирэна Станиславовна с уверенностью подтверждает:
- Конечно, все так и есть. Сын был очень рад, когда мы поделились с ним нашим решением рассказать о родителях, а дочь восхитилась, увидев, как я занимаюсь оформлением фотоальбомов.
Ирэна Карпова считает, что вместе с семейными реликвиями важно передавать и историю, стоящую за ними. Она настаивает на том, чтобы каждая награда и каждая фотография сопровождались подробными пояснениями: кому они принадлежат, кто запечатлен на снимке, в честь какого события сделано фото. По ее мнению, без таких уточнений потомки могут запутаться и, что еще хуже, просто убрать эти ценные семейные артефакты куда подальше.
Андрей Киселев. Начало 1940-х годовКроме того, семья Карповых очень гордится тем, что их внуки с самого юного возраста активно участвуют в патриотических мероприятиях.
- Наш зять - дипломат, служит в одном из белорусских посольств, - делится Ирэна Станиславовна. - Восьмидесятилетие Победы там отмечали с особым трепетом. Наши внуки тоже приняли участие в праздничном концерте: читали стихи военных лет.
В честь знаменательной даты на кафедре, которой руководит Игорь Александрович, почтили память сотрудников и их близких, прошедших через суровые испытания войной. Была создана внушительная экспозиция: большой плакат, украшенный фотографиями и краткими, но емкими сведениями о каждом. Заведующий лично проследил, чтобы ни одна история не осталась незамеченной. Такой подход, несомненно, произвел сильное впечатление и на молодое поколение студентов.
Внуки радуют своим творчествомПрофессор Карпов всегда стремился воспитывать своим примером. Но однажды ему пришлось применить иной метод. Это случилось, когда один из студентов высказал мнение, что война и связанные с ней переживания не имеют особого значения для их поколения.
Не вдаваясь в долгие объяснения, Игорь Александрович принял решение. После занятия он повез студентов к мемориалу "Яма". Цель была проста и ясна: молодые люди должны осознать, какую непомерную цену заплатили их предки за мирное небо и свободу.
"Мы все - граждане одной страны, и этого нельзя забывать ни на минуту".
Профессор Карпов твердо убежден: подвиг и самоотверженность соотечественников заслуживают вечной гордости.
- Не сомневаюсь, что ключевым фактором нашей Победы стало единство, - говорит Игорь Александрович. - Пусть в нас течет разная кровь, пусть семейные обычаи отличаются, но мы все - граждане одной страны, и это нельзя забывать ни на минуту. Наши деды одержали победу, потому что были сплочены, понимая, за что сражаются. Мы переняли у них умение быть вместе и поддерживать друг друга. Нас объединяет общая память о войне, чувство долга перед предками и верность их идеалам. В этом залог здоровья нашего общества, и именно это вместе с памятью о прошлом мы обязаны передать детям.
| Юлия АНДРЕЕВА, журнал "Беларуская думка". Фото Александра ГОРБАША, из семейного архива Игоря и Ирэны КАРПОВЫХ.