В мире продолжают обсуждать военную операцию США в Венесуэле. Атака на гражданские и военные объекты, захват Президента страны Николаса Мадуро и его супруги, заявление американского лидера Дональда Трампа о намерении взять на себя временное управление Венесуэлой и продавать венесуэльскую нефть другим странам - все это вызвало острую реакцию мировой общественности. Одни категорически осудили акт американской агрессии, другие приветствовали "давление" со стороны США, а третьи растянулись в политическом шпагате, пытаясь сохранить "демократическое" лицо, не обидев при этом Трампа.
Но какова бы ни была реакция, все понимают, что такого понятия как международное право по большому счету больше не существует. Есть право сильнейшего. Пользуясь этим правом, американские власти сегодня вечером начнут судилище над законным президентом Венесуэлы и его супругой. Обвинения венесуэльскому лидеру зачитают в суде Нью-Йорка.
Тем временем Трамп дает понять, что одной Венесуэлой дело может не ограничиться. Из Вашингтона звучат угрозы в адрес Кубы, Мексики, Колумбии, возобновились притязания на Гренландию. Но одним западным полушарием сыт не будешь. На днях американский лидер пообещал прийти на помощь протестующим в Иране, заявляя о "полной боевой готовности" США.
Чего хочет Трамп? О своих желаниях президент США говорит открыто. Во-первых, установить в Венесуэле лояльный американцам режим. Во-вторых, получить контроль над природными ресурсами страны.
Первое необходимо для реализации второго. Но не только. В стратегии американской нацбезопасности, опубликованной в конце 2025 года, прямым текстом говорится о возвращении Соединенных Штатов к доктрине Монро, предполагающей их доминирование в западном полушарии. И никаких внешних игроков - прежде всего Россию и Китай - в своем полушарии американцы видеть не хотят.
Выступая на пресс-конференции 3 января, Трамп заявил, что при Мадуро Венесуэла принимала у себя "иностранных противников" США и приобретала наступательное оружие, которое "могло угрожать интересам и жизни США". Трамп также подчеркнул, что в соответствии с новой стратегией нацбезопасности "американское господство в западном полушарии никогда больше не будет подвергаться сомнению".
Другими словами, ради обеспечения американского господства и защиты интересов США, пусть даже от гипотетических угроз, Вашингтон готов проводить зачистку в регионе, который считает своей сферой влияния.
Природные ресурсы Венесуэлы, прежде всего нефть, - увесистый бонус. Трамп уже заявил, что США намерены продавать венесуэльскую нефть другим государствам и нарастить объемы этих поставок. В случае реализации замысла Вашингтон, кроме финансовой выгоды, в перспективе получит рычаги давления на глобальный рынок нефти. Эксперты подсчитали, что совокупно американская и венесуэльская нефть может составить около 20% мирового предложения.
Для администрации Трампа Венесуэла могла бы стать историей успеха. Операцией в Каракасе Белый дом попытался одним ударом убить всех зайцев - подбросить кость нефтяному лобби и алчущим войны американским ястребам (в том числе среди республиканцев), открыть путь к усилению позиций США на нефтяном рынке и официально заявить права на западное полушарие. Но все ли удалось?
В чем ошиблись США?
Еще в конце минувшего года, комментируя обострение отношений между Вашингтоном и Каракасом, белорусский лидер Александр Лукашенко предупредил: Венесуэла может стать для США вторым Вьетнамом. "Война ни к чему не приведет. Вчера я Джону Коулу об этом говорил. Я ему сказал, это будет второй Вьетнам. Вам он нужен? Не нужен. Поэтому не надо там воевать", - отмечал Президент в интервью американской телекомпании "Ньюсмакс".
Александр Лукашенко во время интервью американской телекомпании "Ньюсмакс", 13 декабря 2025 года
Втягиваться во "второй Вьетнам" США не хотели, поэтому на первом этапе провели точечную операцию, цель которой обезглавить и дезориентировать противника. Далее многое будет зависеть от политических решений в Каракасе. Если там решат пойти на мировую, то администрация Трампа получит свою историю успеха. Если же чависты решат стоять до конца, то "экстраординарная" военная операция США обернется головной болью для Вашингтона. Одно дело бомбить с воздуха, другое - вступать в боевые действия на земле. При нынешнем раскладе сил в США "второй Вьетнам" стал бы триумфом для демократов и политическим самоубийством для Трампа и Республиканской партии. Единственным выходом в данной ситуации было бы отступить. Но это опять же удар по репутации американского лидера.
А ведь администрация Трампа могла получить свою историю успеха и без политических рисков. О том, что ситуацию в отношениях между США и Венесуэлой можно было решить абсолютно мирным путем, говорил и Президент Беларуси. Глава государства отмечал, что интерес США к Венесуэле, расположенной рядом, вполне понятен. Как, например, и интерес России к ситуации в Украине. "Абсолютно убежден, что все вопросы, все пожелания Соединенных Штатов Америки можно сегодня решить абсолютно мирным путем, - подчеркивал Президент в декабре. - Война ни к чему не приведет".
По сути, перед США стоял выбор: пойти мирным путем или же путем конфронтации. Вполне вероятно, что в Белом доме посчитали, что демонстрация силы позволит достичь целей быстрее - и в Венесуэле, и в других странах западного полушария. Но получив свою "минуту славы" 3 января, администрация Трампа, возможно, лишила себя долгосрочного успеха, которого могла достичь, выбрав мирный путь. И в этом, стоит полагать, главная ошибка Трампа и его команды.
В чем это выражается? Вероятно, в том, что образ Трампа-миротворца в глазах мировой общественности, а главным образом стран Глобального Юга, рухнул 3 января. А ведь до этого момента администрация Трампа проделала колоссальную работу по укреплению имиджа США. И даже несмотря на то, что в Вашингтоне делали упор на количество, а не на качество, миротворческие усилия американского лидера признавали во всем мире. И даже более. Трампу удалось "отмыть" США от клейма разжигателя прокси-войны в Украине. В один миг война, развязанная американскими элитами, превратилась в войну лично Джо Байдена, а США стала страной-миротворцем.
Но события в Венесуэле четко показали: агрессивная политика США последовательна и преемственна. При этом она становится все более свободной в своем исполнении. Когда-то, в 2003 году, американский госсекретарь Колин Пауэлл размахивал в Совбезе ООН пробиркой с белым порошком. Так дипломат пытался оправдать предстоящее вторжение США в Ирак перед мировой общественностью. А сегодня госсекретарь Марко Рубио заявляет, что даже Конгресс США не был поставлен в известность об операции против Венесуэлы, поскольку в Белом доме не хотели "слива" информации.
"События, развернувшиеся за ночь в Венесуэле, вызовут немедленную тревогу у правительств таких стран, как Иран и Дания, против которых Трамп выразил готовность к радикальным действиям", - пишет британская газета The Guardian.
"Обезглавливание венесуэльской власти уже стало уроком и сигналом для остального мира. Урок - это подтверждение того, что Трамп намерен применять силу, когда сочтет это необходимым", - отмечала французская Le Figaro.
"Ведущая держава свободного Запада больше не заботится о международных нормах, таких как территориальная неприкосновенность и государственный суверенитет, и даже не предпринимает попыток скрыть это", - констатировала немецкая Handelsblatt.
Международное право, которое уже давно находилось в коматозном состоянии, похоже, окончательно испустило дух. К чему это приведет? Вероятно, к окончательному оформлению полюсов силы. Многие государства, которые в условиях международной турбулентности и вседозволенности чувствуют себя уязвимыми, будут искать защиты и поддержки у более крупных региональных игроков, обладающих ядерным зонтиком. В то же время крупные государства будут наращивать политический вес и укреплять позиции, опираясь на своих союзников.
Стоит полагать, что укрепится вес и региональных, а также международных организаций, в том числе Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС, ОДКБ, которые будут оставаться центром притяжения для все большего числа стран.
Для США здесь складывается парадоксальная ситуация. В свое время администрация Байдена, превращая доллар в оружие, блокируя российские активы и отключая банки РФ и Беларуси от SWIFT, подтолкнула незападные страны к переходу в расчетах на национальные валюты, созданию альтернативных платежных систем и выработке совместных решений для противодействия вмешательству со стороны США и их союзников. Таким образом, пытаясь затормозить изменения в мире, администрация Байдена, наоборот, придала ускорение процессам трансформации.
А сейчас ошибку Байдена повторяет администрация Трампа. Еще в самом начале своего президентского срока Трамп признал, что многополярность стала реальностью сегодняшнего дня. Но вместо интеграции в новую реальность США начали осуществлять интервенцию, подавляя и подчиняя. Безусловно, у Вашингтона как у одного из центров силы есть немало рычагов давления. Но смогут ли Соединенные Штаты, проводя подобную политику, стать центром притяжения в многополярном мире? Насчет этого есть большие сомнения.
Вита ХАНАТАЕВА, Фото из архива БЕЛТА, Reuters, ТАСС / AP, POOL / ТАСС, telesurtv.net, Pixabay, АР Photo, АРА, Report БЕЛТА.-0-