В Европе заговорили о диалоге с Россией. В чем подвох?
14.01.2026 | 20:12
В европейских столицах все чаще звучат заявления о необходимости возобновить диалог Евросоюза с Россией. Об этом в последние недели говорил президент Франции Эммануэль Макрон. Его поддержала премьер-министр Италии Джорджа Мелони. О том, что идеи активизировать контакты с Москвой находят широкую поддержку в странах ЕС, пишут и западные СМИ. По данным издания Politico, в европейском сообществе обсуждают возможность назначить спецпредставителя по урегулированию конфликта в Украине и диалогу с Москвой.
О чем конкретно заявляют европейские политики и как на это реагируют в Москве - рассказываем в обзоре БЕЛТА.
Фальстарт Макрона О том, что Европе пришло время возобновить диалог с Россией, президент Франции заявил еще 19 декабря по итогам саммита ЕС в Брюсселе.
"Я думаю, что нам, европейцам и украинцам, необходимо найти формат для возобновления полноценных переговоров, иначе мы продолжим обсуждать все между собой, тогда как отдельные посредники ведут переговоры с россиянами самостоятельно, что не является оптимальным вариантом", - сказал французский лидер.
После этого французское агентство Agence France-Presse (AFP) сообщило, что Елисейский дворец "в ближайшие дни определится с оптимальным способом проведения переговоров" между президентами Франции и России. Правда, спустя еще несколько дней AFP сообщило, что Макрон пока не планирует телефонный разговор с российским лидером Владимиром Путиным. Также не планируется поездка Макрона в Москву.
А уже в новом году, в начале января, президент Франции в интервью телеканалу France 2 заявил о намерении провести разговор с Путиным как можно скорее. "Все должно быть организовано в краткосрочной перспективе. Сейчас идет восстановление контакта, который должен состояться в ближайшие недели", - сказал Макрон.
К слову, в этом же интервью президент Франции заявил о возможной отправке в Украину нескольких тысяч военных после завершения конфликта, что, как известно, является неприемлемым для Москвы.
О готовности Парижа к диалогу с Москвой по двусторонним или многосторонним дипломатическим каналам 14 января сообщило российское агентство ТАСС, ссылаясь на источник в дипломатических кругах Франции. При этом отмечалось, что Елисейский дворец еще не приступал к проработке контактов между двумя президентами.
На предложения Макрона по возобновлению диалога с Россией обратили внимание и западные СМИ. Так, обозреватель британского издания The Spectator Марк Галеотти назвал абсолютно верным подход французского лидера. Он отметил, что в Европе растет понимание того, что простое игнорирование Путина не работает. При этом Галеотти считает, что в переговорах с Москвой страны Европы должны выступить как единое целое. "В этом вопросе на первый план должна выйти "Е3" - неформальное трио Великобритании, Франции и Германии", - полагает обозреватель The Spectator.
Однако в самой "Е3" (евротройке), похоже, нет единой позиции в вопросе отношений с Россией. По данным немецкого журнала Der Spiegel, после предложения Макрона о возобновлении диалога с Россией обострились разногласия между Парижем и Берлином. Правда, не до конца понятно, что же не устроило Германию: сама возможность наладить контакты с Москвой или же инициативность Макрона, которая, очевидно, воспринимается Берлином как политический фальстарт. Ведь, предлагая возобновить диалог ЕС с Москвой, президент Франции не посчитал нужным согласовать свою позицию с европейскими союзниками, в том числе с канцлером ФРГ Фридрихом Мерцем. А учитывая соперничество Берлина и Парижа на политической арене ЕС, стоит предположить, что немецкая сторона воспринимает инициативность Макрона как попытку перетянуть одеяло на себя.
Мелони поддержала Призывы к возобновлению диалога с Россией звучат и в политических кругах Италии.
Еще в декабре вице-премьер страны Маттео Сальвини раскритиковал политику Брюсселя в отношении России и призвал вернуться к дипломатии. Он заявил, что Европа фактически бойкотирует мирный процесс по Украине, перенося свои внутренние проблемы на внешнюю политику.
"Мы не воюем с Россией, и я не хочу, чтобы мои дети воевали с Россией. Когда у державы есть 6 тыс. ядерных боеголовок, диалог - лучший путь вперед. Поэтому давайте позволим Трампу, Зеленскому и Путину достичь соглашения, не срывая этот процесс", - заявил Сальвини.
Он также напомнил, что 19 пакетов антироссийских санкций ослабили не Россию, а экономику Евросоюза. "Если ни Гитлеру, ни Наполеону не удалось поставить на колени Москву, сомневаюсь, что это смогут сделать Кая Каллас, Макрон со Стармером и Мерцем", - заявил политик, отметив, что угрозы для Европы исходят не с Востока, а с Юга, откуда прибывают мигранты.
А 9 января о диалоге с Москвой высказалась и премьер-министр Италии Джорджа Мелони. "Сальвини, как и Макрон, высказал соображения об отношениях России с Италией. В этом случае, я думаю, Макрон прав: я считаю, что ЕС тоже пора начать переговоры с Россией", - приводит слова Мелони ТАСС.
Она отметила, что пока неясно, кто должен выступить в качестве переговорщика от ЕС. "Не следует идти каждому самому по себе. Я всегда была за назначение спецпредставителя по Украине", - заявила премьер-министр.
Мелони также не исключила возможность возвращения России в формат G7, хотя на данный момент, по ее словам, условий для этого нет.
"Надо смотреть, когда будет достигнут мир и на каких условиях он будет достигнут", - сказала Мелони.
В ЕС ищут переговорщика? Заявления лидеров Италии и Франции о необходимости переговоров с Россией получили поддержку в Брюсселе и других европейских столицах, пишет европейское издание Politico со ссылкой на источники. Издание отмечает, что сейчас страны Евросоюза пытаются давить на Брюссель с целью назначить европейского спецпредставителя по урегулированию конфликта в Украине и диалогу с Москвой.
"Президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Италии Джорджа Мелони в последние недели объединили свои усилия, чтобы призвать к открытию дипломатических каналов с российским лидером Владимиром Путиным и его ближайшим окружением", - пишет Politico.
Инициаторы диалога с Россией главным образом руководствуются опасениями, что президент США Дональд Трамп задвинет Европу на второй план в вопросах украинского урегулирования.
"Макрон в последние дни продвигает идею, что в свете двусторонних переговоров между американцами и россиянами важно играть хоть какую-то роль в дискуссиях, - сказал изданию высокопоставленный французский чиновник. - Мелони горячо поддерживает это. Они не наивны и понимают, чего можно достичь в таких переговорах, но перед лицом выбора между участием и неучастием в национальных столицах растет понимание важности участия".
"Есть некоторые вопросы, которые нельзя обсуждать только с США, когда они имеют прямое влияние на безопасность европейцев", - сказал еще один собеседник Politico.
По данным издания, европейские лидеры обсуждали идею назначить спецпредставителя по Украине еще в марте 2025 года на саммите Евросоюза. Данная инициатива получила широкую поддержку, однако в итоге никакого решения принято не было.
Сейчас на должность переговорщика от ЕС рассматриваются бывший премьер Италии Марио Драги и президент Финляндии Александр Стубб. Между тем финский политик, член национально-консервативной партии Финляндии "Альянс свободы" Армандо Мема считает, что ведущую роль в диалоге с Россией должна играть Мелони. "Мелони делает для мира и дипломатии больше, чем Кая Каллас. Мелони стоит отдать ведущую роль по установлению мира от лица Европы", - заявил политик.
Что касается позиции Брюсселя, то ее на днях озвучила представитель Еврокомиссии Паула Пинью. Она сказала, что однажды Евросоюзу придется вести переговоры с Россией, но этот момент еще не настал. По ее мнению, Россия "не хочет мира".
Москва за диалог, но с кем и о чем? Заявления европейских политиков, выступивших за диалог с Москвой, не остались без внимания российской стороны. Так, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отметил готовность России к диалогу, но при соблюдении элементарных норм приличия.
"Заявление Макрона о том, что необходимо все-таки разговаривать с Россией, я даже комментировать не собираюсь. Почитайте, что он наговорил за последние пару месяцев, начиная с того, что единственный злодей во всей этой истории - Россия и лично президент Путин. Если он готов поговорить, то президент наш не раз подчеркивал, что он всегда открыт к контактам, но при понимании, что это будут вежливые люди с какими-то элементарными навыками приличия", - заявил дипломат.
В свою очередь, заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков отметил, что если у Макрона есть желание провести переговоры с Путиным, то он знает, как организовать подобный разговор. "Если господину Макрону есть что сказать и это действительно представляет собой некий сигнал, он знает и его помощники знают, какими путями этот сигнал можно донести и как организовать такой разговор", - сказал Рябков.
Тем временем пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков заявил, что Кремль проинформирует общественность, если будут получены предложения о возобновлении диалога между лидерами России и Франции. При этом в беседе с РИА Новости Песков отметил, что возможный диалог между Путиным и Макроном должен быть попыткой понять позиции друг друга, а не чтением нотаций. "Путин всегда готов объяснять свои позиции, объяснять своим собеседникам детально, искренне и последовательно", - сказал Песков.
Свое мнение высказал и член конституционного комитета Совфеда РФ Алексей Пушков.
"Вслед за Макроном премьер Италии Мелони заявила, что настало время для переговоров с Россией. В связи с этим возникает два вопроса. Первый - переговоров каких? Двусторонних или от лица ЕС?" - написал Пушков в своем Telegram-канале. Он отметил, что до сих пор в ЕС за переговоры выступали только премьеры Венгрии и Словакии, а Еврокомиссия и ее глава Урсула фон дер Ляйен и слышать об этом не хотели.
"Вопрос второй - переговоров о чем? - продолжил Пушков. - Ведь та платформа, с которой выступает ЕС и которая состоит в поддержке всех требований Киева, вряд ли может служить основой для продуктивных переговоров. Судя по всему, ни в Париже, ни в Риме толком не знают ответов на эти вопросы. Но постепенный распад коалиции противников переговоров с Москвой сам по себе показателен".
Темы диалога с Европой коснулся и постпред России при ООН Василий Небензя, выступая 13 января на заседании Совбеза всемирной организации, посвященному Украине. "Вдруг Еврокомиссия заговорила о том, что на каком-то этапе ЕС придется вести диалог с Россией. Так и хочется спросить: а где вы были раньше? Мы никогда не закрывались от разговоров, только вы опять же высокомерно полагали, что до этого не дойдет, поскольку России будет нанесено стратегическое поражение", - сказал Небензя.
Еще один спектакль? Скептицизм со стороны Москвы понятен. Сложно вести дела с теми, кто не имеет ни четкой позиции, ни стратегии, ни желания выполнять то, о чем говорит.
Вероятно, в Евросоюзе понимают, что европейские страны уже превратились из передовых в догоняющие, а в перспективе рискуют потерять еще больше. И дело уже не только в экономике. Дело в непредсказуемой политике США, которой европейским лидерам нечего противопоставить. Дело в прокси-войне в Украине, бремя которой полностью ложится на европейских союзников. И дело во внутриполитических процессах в ЕС - попытках Брюсселя централизовать власть (что не устраивает национальные правительства), усилении позиций крайне правых политических сил, опасениях касательно ускоренной милитаризации отдельных стран Европы.
К слову, о таких опасениях на днях писал Bloomberg. Агентство сообщило, что во Франции вызывают тревогу темпы перевооружения Германии. В Париже полагают, что милитаризация ФРГ нарушит баланс сил в регионе. И не только военный баланс: с ростом мощи немецкой армии будет увеличиваться и политическое влияние Берлина. "В Европе существовало широко распространенное мнение, что Франция будет геополитической державой, а Германия - экономической. Германия не хотела быть политическим гигантом, но теперь пытается совместить и то и другое, а также прилагает усилия для укрепления своей новой мощи в Европе. Это ставит Францию в сложное положение", - считает Клаудия Майор, вице-президент аналитического центра "Германский фонд Маршалла".
В Европе также опасаются, что к власти в ФРГ может прийти партия "Альтернатива для Германии". В таком случае немецкие крайне правые смогут распоряжаться военной мощью страны.
Возвращение к диалогу с Москвой и в перспективе восстановление отношений с Россией позволило бы Евросоюзу решить ряд проблем - в экономической, политической и военной сфере. И даже с американцами - балансируя между США и Россией, ЕС мог бы расширить для себя пространство для маневра.
Но, чтобы идти по этому пути, нужны четкая стратегия и политическая воля. Ни первого, ни второго пока не наблюдается. Тот же Макрон, говоря о диалоге с Москвой, одновременно заявляет о возможности ввода французских военных в Украину, что для России является красной линией. О чем Москве в таком случае говорить с Парижем?
Сегодня тон Евросоюза определяется европейской "партией войны", подначиваемой американскими ястребами, военным лобби, русофобскими настроениями евроэлит и политической конъюнктурой. То, что в ЕС заговорили о диалоге, безусловно, стоит приветствовать. Однако есть большие сомнения в искренности подобных заявлений. В Москве это хорошо понимают - западные спектакли там видели не раз.
Вита ХАНАТАЕВА, Фото из архива АР, Unsplash, оminiszterelnok.hu БЕЛТА.-0-